В условиях проведения СВО во многих субъектах России так или иначе поднимаются вопросы обновления, оснащения и содержания в рабочем состоянии бомбоубежищ, в том числе расположенных в МКД. Возвращаемся к вопросу о том, кто и за чей счёт этим должен заниматься: забирайте примеры из судебной практики по теме.
К собственникам объектов гражданской обороны в домах применяются нормы ЖК РФ
Бомбоубежище – это инженерное защитное сооружение, которое используется для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих из-за аварий и катастроф (постановление Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309).
У объектов гражданской обороны особый статус, который определён их назначением. Размещаться такие защитные сооружения могут в строящихся или существующих зданиях, в том числе в подвалах МКД (п. 7.12 СП 165.1325800.2014). При этом, если они расположены в многоквартирных домах, к ним применяются нормы жилищного законодательства (дело № А12-29534/2019).
Поэтому лица с полномочиями владельцев таких помещений, принадлежащих Российской Федерации, в силу закона обязаны платить за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества МКД. Эти выводы приведены в определениях ВС РФ от 03.04.2025 по делу № А66-15166/2023 и от 28.09.2020 по делу № А12-29534/2019.
Распространяются ли нормы Жилищного кодекса РФ на бомбоубежища в МКД144381
УО обязаны выполнять работы и услуги по Минимальному перечню № 290, в том числе в отношении подвалов
УО обязаны обслуживать технические помещения МКД за счёт платы, которую вносят собственники за содержание и ремонт общего имущества: они должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, п. 4.1.3 Правил № 170). В соответствии с п. 133 СанПин 2.1.3684-21, не допускаются их загрязнение и затопление.
Факт, что подвал, находящийся в МКД, является бомбоубежищем, не свидетельствует о том, что управляющая организация не должна его обслуживать и ремонтировать (определение Первого КСОЮ от 21.08.2024 № 88-19181/2024).
В соответствии с п. 2 Минимального перечня № 290, к работам по СиТР относятся:
- проверка состояния подвальных помещений, а также входов и приямков, температурно-влажностного режима;
- принятие мер, исключающих их подтопление, захламление и загромождение;
- контроль за состоянием дверей, запорных устройств на них;
- при выявлении нарушений – устранение причин и ремонт неисправностей.
«Всё это УО должны выполнять в любом случае. За счёт тарифа, – подчеркнула Елена Шерешовец, глава Экспертного совета Ассоциации «Р1». – Все остальные пожелания – за счёт бюджета или собственников».
Должны ли УО переоборудовать подвалы в бомбоубежища и за чей счёт311885
Коммунальные услуги и содержание бомбоубежища оплачивает государство как его собственник
Подтверждающую эту позицию судебную практику, присланную подписчиком, Елена Шерешовец опубликовала в своём телеграм-канале. Согласно делу № А55-5752/2023, управляющая организация подала в суд на Росимущество и потребовала оплатить тепло и содержание трёх встроенных в многоквартирные дома бомбоубежищ, которые принадлежат Российской Федерации.
УО обеспечивала в этих помещениях отопление и освещение, поддерживала его в рабочем состоянии, в том числе установленную там сантехнику. За три года накопился долг почти в 1,8 млн рублей. Росимущество платить отказывалось, считая, что бомбоубежища – это объекты гражданской обороны особого назначения, и обычные правила ЖК РФ к ним не применяются.
Суд встал на сторону УО, поскольку спорные помещения физически встроены в подвалы жилых домов, отапливаются, имеют электроснабжение и сантехнику, подключены к общедомовым инженерным системам.
Специальный статус объекта ГО не отменяет обязанность собственника нести бремя содержания имущества и оплачивать ЖКУ (ст. 210 ГК РФ, ст. ст. 153, 158 ЖК РФ). При этом подписанный договор управления не требуется – достаточно факта оказания услуг и принадлежности помещений государству.
В итоге суд взыскал с Росимущества 1,7 млн рублей основного долга и пеней с учётом действовавшего в 2022 году моратория. Аналогичные решения суд вынес по подобным искам в 2024-м и 2025-м (дела № А55-5057/2024, № А55-2281/2025). В рамках этих споров УО отсудила у ведомства 588 и 714 тысяч рублей соответственно.
Должна ли УО по указу ГЖИ повышать защищённость домов от терактов62010
Собственник объекта ГО в МКД обязан платить за содержание своего и общедомового имущества
Елена Шерешовец проанализировала эти три спора и составила список основных доводов, повлиявших на решение инстанции в пользу управляющей организации:
- Бомбоубежище – это нежилое помещение в структуре МКД. Его особый статус не освобождает собственника от обязанности его содержать.
- Расходы, понесённые УО при выполнении работ и услуг, подтверждены актами и экспертизами.
- При этом не применяются нормы № 44-ФЗ о закупках для гос- и муниципальных нужд. Платить за ЖКУ нужно в силу закона.
- Неисполнение собственником таких требований приводит к его неосновательному обогащению.
«Если в доме есть подвалы, имеющие статус объекта гражданской обороны и находящиеся в федеральной собственности, УО обеспечивает только то, что входит в Минимальный перечень № 290. Расходы, связанные с содержанием этих помещений, подлежат взысканию с Росимущества. Судебная практика это подтверждает», – подытожила эксперт.
Такого же мнения придерживается и её коллега Ольга Беленькая: управляющая организация отвечает за подвалы в рамках Правил № 170, 290, 491. Оснащение их условиями для размещения укрываемого населения должно проводиться за счёт средств муниципального или краевого бюджета. В плату за содержание данные затраты не включены.