Конституционный Суд России рассмотрел вопрос компенсации НДС по длящимся договорам при изменении правил его уплаты. Инстанция запретила автоматически увеличивать цену контракта с физическим лицом. При этом в решении указано на необходимость законодательно устранить дисбаланс интересов в таких ситуациях.

Один из крупных банков шесть лет назад купил права на использование программного обеспечения. С 2021 года ПО стало облагаться налогом, поставщик доначислил эти суммы, но кредитная организация отказалась платить. Они встретились в суде, и дело дошло до ВС РФ. Тот решил, что НДС автоматически добавляется к цене договора при изменении в налоговом законодательстве.

Тогда банк обратился в КС России, который в постановлении от 25.11.2025 № 41-П указал:

  • НК и ГК РФ не содержат механизмов, позволяющих сторонам контрактов корректировать цену после введения НДС. И это приводит к дисбалансу интересов.
  • В такой ситуации пробел регулирования позволяет взыскивать с покупателя дополнительное вознаграждение.

«Цена, согласованная в длящемся договоре с физическим лицом, не может быть изменена, за исключением случаев, когда такое лицо [...] осуществляет предпринимательскую деятельность», – привела эксперт Сусана Киракосян позицию из постановления КС РФ.

Суд предписал законодателям устранить выявленный пробел – создать механизм корректировки цены договора при изменении НК РФ. До этого момента поставщик не может повысить плату для стороны-физлица, но вправе требовать половину суммы начисленных НДС с предпринимателя – если доказаны потери и стороны не достигли соглашения.

Сусана Киракосян считает, что для управляющих организаций выходом из ситуации стало бы исполнение поручения президента России. Ещё один вариант – прописать в ст. 156 ЖК РФ право компаний повышать размер платы на сумму налога без проведения ОСС.

Читайте, как нововведения в налогообложении влияют на работу УО.